Виртуальная выставка

посвящается 90-летию со дня рождения
Василия Шукшина,
советского кинорежиссёра, сценариста, актёра и писателя

Василий Шукшин появился на свет в деревне Сростки, Бийского района Алтайского края. У родителей мальчика было крепкое крестьянское хозяйство. В те годы таких называли «середняками». Но долго хозяйствовать им не дали, пришлось вступать в колхоз. Отец Василия, Макар Шукшин, прошел обучение, и даже успел поработать на молотилке механизатором. Но в 1933-м мужчина все равно был репрессирован и расстрелян. 

После ареста отца и до получения паспорта Василий Макарович носил девичью фамилию матери Попов.

После его гибели все заботы о семье, воспитании двух детей, Василия и Светланы,  взяла на себя мама, которой на тот момент было всего 24 года.  Выйдя замуж второй раз, она продолжила воспитание детей вместе с новым супругом, односельчанином Павлом Куксиным, который стал детям настоящим отцом. Война внесла свои коррективы в их семейную жизнь, Павла призвали на фронт, и буквально через год семья получила на него похоронку. В будущем Василий Шукшин будет с теплотой вспоминать своего отчима как человека большой доброты.

Окончив семилетку в родной деревне, Василий Шукшин переезжает в соседний Бийск, чтобы продолжить обучение в автомобильном техникуме. Проучившись там два с половиной года, но так и не получив диплома, будущий великий режиссёр вынужден бросить обучение, вернуться в родную деревню и устроиться в колхоз, чтобы взять на себя заботы о семье.

Однако в 1946-м  году он снова уезжает из деревни меняет род деятельности и с 1947-го по 1949-й гг. работает слесарем в Калуге и Владимире.

*В этот период в его биографии всплывает непонятный, но интересный пробел. Известно, что в 1947 году он устраивается на работу в Калуге. Что Василий делал больше года и как его занесло из Сибири в Калугу? Некоторые биографы считают, что Шукшин связался с воровской шайкой и с большим трудом покинул её, а вся история стала материалом для «Калины красной». Игорь Хуциев, отец которого Марлен снимал фильм «Два Фёдора» с Шукшиным в главной роли, вспоминал, что видел на руке «Дяди Васи» татуировку в виде финского ножа. Впоследствии эту татуировку Шукшин свёл.

В 1949 году он призывается в армию, во флот. Сразу он попал на балтийское море матросом, потом на черное, в качестве радиста.

Именно в армии Василий открыл в себе талант литератора. В свободное от вахты время, он занимается написанием небольших рассказов. Первыми слушателями его сочинений стали сослуживцы.

Из армии Василия Шукшина был досрочно комисcован по причине язвенной болезни.

По возвращению домой Василий Шукшин сдал экстерном выпускные экзамены средней школы и приступил к работе в качестве учителя русского языка. Позднее он был приглашён на должность директора школы трудовой молодёжи в своей родной деревне Сростки. Шукшин был на очень хорошем счету, его материалы публиковали в районной газете, учителя приняли кандидатом в члены партии.

Однако, по воспоминаниям самого Шукшина, он был учителем «неважнецким». Преподавание не прельщало его в качестве дела всей жизни. Молодой человек рвется в Москву, ему хочется реализоваться, как сценаристу.

Новый резкий поворот в своей жизни Шукшин устроил в 1954 году, когда уехал в Москву поступать в Литературный институт. Он не знал, что для поступления «на писателя» нужно было или иметь напечатанные труды, или прислать свои произведения в институт заранее, для прохождения творческого конкурса. Документы у него, соответственно, не приняли

Получив от ворот поворот в Литературном институте, Шукшин решил попробовать счастья во ВГИКе. Семья поддержала его в этом решении, срочно была продана корова, и все деньги от выручки дали Василию с собой.

На экзамене Михаил Ромм задал ему вопрос о Пьере Безухове. На что получил обескураживающий ответ: «Я «Войну и мир» не читал: толстая книжка – времени не было». Ромм тогда поинтересовался: «Что же, вы никогда толстых книг не читали?» — «Почему же... одну прочел – «Мартин Иден». Хорошая книжка». И тут Ромм взорвался: «Как же вы работали директором школы? Вы же некультурный человек! А еще режиссером хотите стать!» – «А что такое директор школы? Дрова достань, напили, наколи, сложи, чтобы детишки не замерзли зимой. Учебники достань, керосин добудь, учителей найди. А машина одна в деревне – на четырех копытах и с хвостом... А то и на собственном горбу... Куда уж тут книжки толстые читать!..» За такой вдохновенный выпад и, безусловно, жизненный опыт Ромм поставил ему «отлично». Так Шукшин стал студентом. 

Именно в те годы Василий Шукшин дебютировал как писатель. Он дал почитать свои рассказы наставнику – Михаилу Ромму, и тот посоветовал разослать их по нескольким московским издательствам. Первым откликнулся журнал «Смена», который напечатал рассказ Василия Шукшина «Двое на телеге».

Первой и единственной официальной женой режиссёра была Мария Ивановна Шумская, с которой Василий познакомился ещё в юности. К сожалению, их жизненные пути разошлись в день свадьбы из-за отказа Марии Ивановны ехать с Василием покорять Москву. Молодую жену пугала неустроенность будущей столичной жизни. Оставив Марию в родной деревне, Шукшин уехал в Москву сам и через несколько лет вернулся, чтобы попросить развод, так как он полюбил другую.

На тот момент он уже долгое время жил с Викторией Сафроновой, дочерью писателя Анатолия Сафронова. Но Мария так и не дала мужу развод, до конца жизни оставаясь его единственной официальной женой. Чтобы выйти из этого положения, Василий Шукшин даже вынужден был «потерять» паспорт. В 1965 году у Анастасии Софроновой родилась от него дочь Катерина Шукшина.

На съёмках картины «Какое оно, море» Василий Шукшин знакомится с актрисой Лидией Федосеевой, которая родила ему двух дочерей - Марию и Ольгу, оставаясь рядом с мужем до самых последних дней его жизни. Дочери пошли по стопам родителей, и сегодня они популярные актрисы. 

Его смерть остается неразгаданной загадкой уже долгие годы. Это случилось на съемках ленты «Они сражались за Родину». Василий Шукшин страдал от очередного приступа язвы желудка, которая в этот раз разгулялась не на шутку. Боли были настолько сильными, что актер иногда чуть не терял сознание. Некоторые говорят, что спровоцировала летальный исход его чрезмерная любовь к выпивке. Шукшин хоть и не пил уже несколько лет, но здоровье все равно было подорвано.

По другой версии, причиной смерти актера стало отравление. Федосеева потом вспоминала, что в последнее время Шукшин чего-то боялся, и иногда говорил, что опасность где-то рядом.

По мнению режиссера Сергея Бондарчука, Шукшин стал жертвой отравления. Он вспоминал, что Василий буквально перед началом работы над картиной прошел обследование, и его жизни ничего не угрожало, все было как обычно. Ходили слухи, что каюта, в которой обнаружили уже мертвого Шукшина, могла быть наполнена специальным «инфарктным» газом, выявить который невозможно вообще. В свидетельстве о смерти было записано, что актер умер от сердечного приступа. Это случилось 2 октября 1974 года, Василию Шукшину было всего 45.

Шукшин Василий Макарович был похоронен 7 октября 1974 года на Новодевичьем кладбище столицы. На похороны пришло огромное количество людей, и все оставляли на могиле веточку красной калины. Владимир Высоцкий специально написал песню: «Памяти Василия Шукшина». По воспоминаниям его жены, Шукшин считал, что люди стали больше ненавидеть друг друга, поэтому своим творчеством он пытался заставить людей вспомнить о добре.

 

«Памяти Василия Шукшина»

Еще ни холодов, ни льдин.
Земля тепла. Красна калина.
А в землю лег еще один
На Новодевичьем мужчина.

«Должно быть, он примет не знал, -
Народец праздный суесловит, -
Смерть тех из нас всех прежде ловит,
Кто понарошку умирал.»

Коль так, Макарыч, - не спеши,
Спусти колки, ослабь зажимы,
Пересними, перепиши,
Переиграй - останься живым.

Но в слезы мужиков вгоняя,
Он пулю в животе понес,
Припал к земле, как верный пес.
А рядом куст калины рос,
Калина - красная такая...

Смерть самых лучших намечает
И дергает по одному.
Такой наш брат ушел во тьму!...
Не буйствует и не скучает.

А был бы «Разин» в этот год.
Натура где - Онега, Нарочь?
Все печки-лавочки, Макарыч!
Такой твой парень не живет.

Вот после временной заминки,
Рок процедил через губу:
«Снять со скуластого табу
За то, что видел он в гробу
Все панихиды и поминки.

Того, с большой душою в теле
И с тяжким грузом на горбу,
Чтоб не испытывал судьбу,
Взять утром тепленьким с постели!»

И после непременной бани,
Чист перед богом и тверез,
Взял да и умер он всерьез,
Решительней, чем на экране.

  Владимир Высоцкий  1974 г.


Афоризмы Шукшина В.М.

  • Не помню, кто из великих сказал: на надгробиях надо писать не то, кем человек был, а кем он мог быть.

  • Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была.

  • Ты счастлив, когда ты смел и прав.

  • Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то – хорошо».
    Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то – плохо».

  • Истинно великих людей определяет, кроме всего прочего, еще и то,
    что они терпят рядом с собой инакомыслящих.

  • Гитлер и Сталин по этой статье не проходят туда.

  • К тупому лицу очень идет ученая фраза:
    «Полное отсутствие информации».

  • Критическое отношение к себе — вот что делает человека по-настоящему умным.

  • Человек, который дарит, хочет испытать радость.
    Нельзя ни в коем случае отнимать у него эту радость.

  • Мы не мыслители, у нас зарплата не та!

  • И прокурор твой, и все, кто всерьез занимается экономикой, прекрасно знают, что – воруют.
    Больше того, какой-то процент, кажется пятнадцать процентов,
    государственного бюджета отводится специально — под воровство.

  • «Не нам унывать!» – хрюкнула свинья, укладываясь в лужу.

  • А дустом пробовали?

  • Эпоха великого наступления мещан.
    И в первых рядах этой страшной армии – женщины.
    Это грустно, но так.

  • В трех случаях особенно отчетливо понимаю, что напрасно трачу время:
    1. Когда стою в очереди.
    2. Когда читаю чью-нибудь бездарную рукопись.
    3. Когда сижу на собрании.

  • Я ищу героя нашего времени и, кажется, нащупал его;
    герой нашего времени – демагог.

  • Все удобное мешает искусству.

  • Если же кто сказал слова добрые и правдивые
    и его не услышали – значит, он и не сказал их.

  • Ты еще найди силы жалеть. Слабый, но притворный выдумывает, что надо – уважать.
    Жалеть и значит уважать, но еще больше.

  • Почему же позор тем, кто подражает?
    Нет, слава тем, кому подражают, – они работали на будущее.

  • Надо, чтоб в рассказе было все понятно, и даже больше.

  • Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной.

  • Да, стоим перед лицом опасности. Но только – в военном деле вооружаемся,
    в искусстве, в литературе — быстро разоружаемся.

  • Грамматические ошибки при красивом почерке – как вши в нейлоновой рубашке.

  • Самые наблюдательные люди – дети. Потом – художники.

  • Армию – не тронь, милицию не тронь,
    партаппарат не тронь, чиновников министерского ранга не тронь...
    Ну, а мужика я и сам не буду. В России – все хорошие!

  • Да, литературы нет. Это ведь даже произнести страшно, а мы – живем!

  • Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи!.. Да при помощи чего же они правят нами?
    Остается одно объяснение — при помощи нашей собственной глупости.
    Вот по ней-то надо бить и бить нашему искусству.

  • Правда всегда немногословна. Ложь – да.