Виртуальная выставка

посвящается 90-летию со дня рождения
Василия Шукшина,
советского кинорежиссёра, сценариста, актёра и писателя

Во время учебы во ВГИКе начинаются съёмки в кино. Первая работа Шукшина была эпизодической. В картине «Тихий Дон» ему досталась совсем небольшая роль матроса. Но это послужило хорошим началом актёрской карьеры, подтолкнуло к росту, и уже следующая роль Шукшина в фильме «Два Фёдора» была главной. 

Дальнейшие предложения не заставили себя долго ждать, и вскоре Шукшин-актёр был гораздо успешнее Шукшина-режиссёра. Однако основным призванием мастер чувствовал нечто большее. Его привлекала идея самостоятельного создания полноценной сюжетной линии, тщательной проработки каждого персонажа и последующего воплощения всего на экране.

Дипломная работа «Из Лебяжьего сообщают» — первая работа Шукшина в качестве режиссёра и сценариста. В ней были  реализованы все амбиции автора — Василий Шукшин выступил здесь как сценарист, режиссёр и актёр. Да, эта картина осталась без должного внимания критики, посчитавшей её несколько скучной, но фундамент собственных масштабных проектов был заложен. 

Следующий его полнометражный фильм «Живёт такой парень» был снят по мотивам ранее опубликованных рассказов «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». На главную роль был приглашён однокурсник Василия по ВГИКу Леонид Куравлёв. Эта работа получила масштабный успех. Шукшина заметила публика и критики. В этот период полностью сложилась его творческая манера.

Герои, которых изображал в своих работах Шукшин, являются простыми тружениками с непростыми характерами, попадающими в трудные ситуации. Тема простого человека очень близка режиссёру, побывавшему и колхозником, и рабочим, глубоко чувствующим тех людей, о жизни которых он пишет. Шукшин-актёр, по отзывам критики, обладал способностью смотреть на мир глазами своего героя, глубоко вживаясь во все сложности его характера. Режиссёрский стиль Шукшина запомнился зрителям некоторой внешней простодушностью и сдержанной повествовательной манерой.

В 1974 году на экраны вышел знаменитейший фильм Шукшина «Калина красная», последняя авторская работа. Картина получила престижные награды и положительные отзывы критиков. История вышедшего из заключения и пытающегося начать жизнь заново Егора Прокудина буквально потрясла публику. Ранее в Союзе не снимали подобных историй, а после премьеры зрители плакали и долго аплодировали. Фильм получил множество призов различных кинофестивалей.

* Во время премьеры «Калины красной» Шукшин лежал в больнице всё с той же язвой желудка. Но на премьере он присутствовал — инкогнито, в больничном халате он прятался за колонной. «Калина красная», помимо огромной любви зрителей, получила Главную премию Всесоюзного кинофестиваля.

Отдавая себя целиком съёмочному процессу, режиссёр не щадил здоровье, и участившиеся серьезные приступы язвенной болезни никак не влияли на рабочий график.

Многим замыслам режиссёра так и не сужено было сбыться: не дождалась разрешения на съёмку двухсерийная картина, посвящённая жизни Степана Разина и крестьянскому восстанию. Василий Шукшин был очень увлечён этой темой — конспектировал первоисточники, изучал обычаи эпохи, прорабатывал сценарий и план съёмок. Ради этой идеи он даже отказывался участвовать в других фильмах, сделав основную ставку именно на «Степана Разина». На тот момент руководство государственного комитета кинематографии сочло большой исторический фильм несвоевременным и очень затратным, дав понять, что съёмки откладываются на неопределённый срок. Вместо этого ему поручили картину «Печки-лавочки» (1972).

Изначально режиссер планировал вновь пригласить на главную роль Леонида Куравлева, однако тот отказался и предложил Шукшину сыграть самому. Он так и сделал, и фильм получил признание у критиков, которые писали и говорили, что роль Ивана Расторгуева была сыграна филигранно.

* В начальных кадрах фильма «Печки-лавочки» можно увидеть балалаечника-виртуоза. Это реальный человек по имени Фёдор Телецких. Он был настолько популярен в Алтайском крае, что ради того чтобы обеспечить его приезд на свадьбу, переносили день бракосочетания. Практически весь фильм снимался в родных местах Шукшина на Алтае.

Следующий фильм, в котором Шукшин был исполнителем главной роли, стал для него последним. Василий Шукшин скоропостижно скончался во время завершающей стадии съёмок всеми любимого фильма «Они сражались за родину».


Афоризмы Шукшина В.М.

  • Не помню, кто из великих сказал: на надгробиях надо писать не то, кем человек был, а кем он мог быть.

  • Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была.

  • Ты счастлив, когда ты смел и прав.

  • Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то – хорошо».
    Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то – плохо».

  • Истинно великих людей определяет, кроме всего прочего, еще и то,
    что они терпят рядом с собой инакомыслящих.

  • Гитлер и Сталин по этой статье не проходят туда.

  • К тупому лицу очень идет ученая фраза:
    «Полное отсутствие информации».

  • Критическое отношение к себе — вот что делает человека по-настоящему умным.

  • Человек, который дарит, хочет испытать радость.
    Нельзя ни в коем случае отнимать у него эту радость.

  • Мы не мыслители, у нас зарплата не та!

  • И прокурор твой, и все, кто всерьез занимается экономикой, прекрасно знают, что – воруют.
    Больше того, какой-то процент, кажется пятнадцать процентов,
    государственного бюджета отводится специально — под воровство.

  • «Не нам унывать!» – хрюкнула свинья, укладываясь в лужу.

  • А дустом пробовали?

  • Эпоха великого наступления мещан.
    И в первых рядах этой страшной армии – женщины.
    Это грустно, но так.

  • В трех случаях особенно отчетливо понимаю, что напрасно трачу время:
    1. Когда стою в очереди.
    2. Когда читаю чью-нибудь бездарную рукопись.
    3. Когда сижу на собрании.

  • Я ищу героя нашего времени и, кажется, нащупал его;
    герой нашего времени – демагог.

  • Все удобное мешает искусству.

  • Если же кто сказал слова добрые и правдивые
    и его не услышали – значит, он и не сказал их.

  • Ты еще найди силы жалеть. Слабый, но притворный выдумывает, что надо – уважать.
    Жалеть и значит уважать, но еще больше.

  • Почему же позор тем, кто подражает?
    Нет, слава тем, кому подражают, – они работали на будущее.

  • Надо, чтоб в рассказе было все понятно, и даже больше.

  • Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной.

  • Да, стоим перед лицом опасности. Но только – в военном деле вооружаемся,
    в искусстве, в литературе — быстро разоружаемся.

  • Грамматические ошибки при красивом почерке – как вши в нейлоновой рубашке.

  • Самые наблюдательные люди – дети. Потом – художники.

  • Армию – не тронь, милицию не тронь,
    партаппарат не тронь, чиновников министерского ранга не тронь...
    Ну, а мужика я и сам не буду. В России – все хорошие!

  • Да, литературы нет. Это ведь даже произнести страшно, а мы – живем!

  • Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи!.. Да при помощи чего же они правят нами?
    Остается одно объяснение — при помощи нашей собственной глупости.
    Вот по ней-то надо бить и бить нашему искусству.

  • Правда всегда немногословна. Ложь – да.