Книги Шукшина вошли в золотой фонд советской литературы. Особняком стоит единственная сказка Шукшина «До третьих петухов». В этом произведении писатель в очередной раз рассуждает о русском крестьянстве, о загадке «русского человека».
Василий Шукшин успешно сочетал кинематографическую работу с литературной. Всего в творческом наследии Шукшина насчитывается два полноценных романа, при этом основная проблематика творчества полностью раскрыта в многочисленных рассказах и повестях, послуживших основой для последующих кинематографических замыслов.
Во время учебы во ВГИКЕ, по совету своего наставника Михаила Ильича Ромма Шукшин рассылает свои литературные произведения по всем столичным редакциям в надежде, что какая - то из них обратит внимание на его труды.
В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его рассказ «Двое на телеге». Однако эта публикация прошла не замеченной ни критикой, ни читателями, и Шукшин на время перестал рассылать свои произведения по редакциям.
Но уже в 60-х одно за другим стали выходить в свет литературные произведения Шукшина. Среди них: «Правда», «Светлые души», «Степкина любовь» были напечатаны в журнале «Октябрь» - в 1961 году. Произведение «Экзамен» - в 1962 -м; «Коленчатые валы» и «Леля Селезнева с факультета журналистики» также появились в журналах в 1962 году.
Летом 1963 года Шукшин стал «настоящим» писателем — под общим названием «Сельские жители» вышла книга, в которую включили все его ранее опубликованные рассказы.
В том же году в журнале «Новый мир» были напечатаны два его рассказа: «Классный водитель» и «Гринька Малюгин» (цикл «Они с Катуни»).
На основе своих рассказов «Классный водитель» и «Гринька Малюгин», опубликованных в 1963 году, Шукшин вскоре написал сценарий своего первого полнометражного фильма «Живет такой парень». Съемки картины начались летом того же года на Алтае.
Картина «Живет такой парень» вышла на экраны страны в 1964 году и получила восторженные отклики публики. Хотя сам Шукшин был не слишком доволен его прокатной судьбой.
Фильм по непонятным причинам записали в разряд комедий и, отправив в том же году на международный кинофестиваль в Венецию, выставили его на конкурс детских и юношеских фильмов. И хотя картине присудили главный приз, Шукшин таким поворотом событий был не удовлетворен. Василию Макаровичу даже пришлось выступить на страницах журнала «Искусство кино» с собственным пояснением к фильму. А тем временем творческая энергия Шукшина трансформируется в целый ряд новых литературных и кинематографических проектов. Во-первых, выходит новая книга его рассказов под названием «Там вдали... », во-вторых, в 1966 году на экранах появляется его новый фильм - «Ваш сын и брат», который через год удостаивается Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
Мысли о России привели Шукшина к идее снять фильм о Степане Разине. В течение всего 1965 года Шукшин внимательно изучал исторические труды о второй крестьянской войне, конспектировал источники, выбирал из антологий нужные себе народные песни, изучал обычаи середины и конца XVII века и совершил ознакомительную поездку по разинским местам Волги.
В марте следующего года он подал заявку на литературный сценарий «Конец Разина», и эта заявка первоначально была принята. Съемки фильма намечались на лето 1967 года. Шукшин был целиком захвачен этой идеей и ради ее претворения в жизнь забросил все остальные дела: он даже прекратил сниматься в кино, хотя его звали к себе на съемочную площадку многие известные режиссеры.
Однако все оказалось напрасным - высокое кинематографическое начальство внезапно изменило свои планы и съемки фильма остановило. При этом были выдвинуты следующие доводы: во – первых, фильм о современности более важен на данный момент, во-вторых, двухсерийный фильм на историческую тему потребует огромных денежных затрат. Таким образом, Шукшину дали понять, что съемки фильма о Разине откладываются.
В 1965 году было издано первое крупное литературное произведения Василия Шукшина — роман «Любавины». Опубликовало книгу издательство «Советский писатель». До этого роман был напечатан в трёх номерах журнала «Сибирские огни».
В начале 1970-х годов Шукшин написал драматургические произведения «Повесть для театра», «Энергичные люди» (1973), повесть «А поутру они проснулись» (1973, не завершена). Он обратился к жанру философской притчи в повести-сказки «Точка зрения» (1974) и «До третьих петухов: Сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума».
Самое зрелое из крупных произведений Шукшина — киноповесть «Калина красная» (1973), которая была экранизирована автором в 1974 году и стала его последней режиссерской работой.
После смерти Шукшина, в 1975 году, вышли его сборники «Брат мой» и «Избранные произведения»в двух томах, которые писатель успел в основном составить сам.