Виртуальная выставка

посвящается 90-летию со дня рождения
Василия Шукшина,
советского кинорежиссёра, сценариста, актёра и писателя

Книги Шукшина вошли в золотой фонд советской литературы. Особняком стоит единственная сказка Шукшина «До третьих петухов». В этом произведении писатель в очередной раз рассуждает о русском крестьянстве, о загадке «русского человека».

Василий Шукшин успешно сочетал кинематографическую работу с литературной. Всего в творческом наследии Шукшина насчитывается два полноценных романа, при этом основная проблематика творчества полностью раскрыта в многочисленных рассказах и повестях, послуживших основой для последующих кинематографических замыслов.

Во время учебы во ВГИКЕ, по совету своего наставника Михаила Ильича Ромма Шукшин рассылает свои литературные произведения по всем столичным редакциям в надежде, что какая - то из них обратит внимание на его труды.

 В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его рассказ «Двое на телеге». Однако эта публикация прошла не замеченной ни критикой, ни читателями, и Шукшин на время перестал рассылать свои произведения по редакциям.

Но уже в 60-х одно за другим стали выходить в свет литературные произведения Шукшина. Среди них: «Правда», «Светлые души», «Степкина любовь» были напечатаны в журнале «Октябрь» - в 1961 году. Произведение «Экзамен» - в 1962 -м; «Коленчатые валы» и «Леля Селезнева с факультета журналистики» также появились в журналах в 1962 году.

Летом 1963 года Шукшин стал «настоящим» писателем — под общим названием «Сельские жители» вышла книга, в которую включили все его ранее опубликованные рассказы.

В том же году в журнале «Новый мир» были напечатаны два его рассказа: «Классный водитель» и «Гринька Малюгин» (цикл «Они с Катуни»).

На основе своих рассказов «Классный водитель» и «Гринька Малюгин», опубликованных в 1963 году, Шукшин вскоре написал сценарий своего первого полнометражного фильма «Живет такой парень». Съемки картины начались летом того же года на Алтае.

Картина «Живет такой парень» вышла на экраны страны в 1964 году и получила восторженные отклики публики. Хотя сам Шукшин был не слишком доволен его прокатной судьбой.

Фильм по непонятным причинам записали в разряд комедий и, отправив в том же году на международный кинофестиваль в Венецию, выставили его на конкурс детских и юношеских фильмов. И хотя картине присудили главный приз, Шукшин таким поворотом событий был не удовлетворен. Василию Макаровичу даже пришлось выступить на страницах журнала «Искусство кино» с собственным пояснением к фильму. А тем временем творческая энергия Шукшина трансформируется в целый ряд новых литературных и кинематографических проектов. Во-первых, выходит новая книга его рассказов под названием «Там вдали... », во-вторых, в 1966 году на экранах появляется его новый фильм - «Ваш сын и брат», который через год удостаивается Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
Мысли о России привели Шукшина к идее снять фильм о Степане Разине. В течение всего 1965 года Шукшин внимательно изучал исторические труды о второй крестьянской войне, конспектировал источники, выбирал из антологий нужные себе народные песни, изучал обычаи середины и конца XVII века и совершил ознакомительную поездку по разинским местам Волги.
В марте следующего года он подал заявку на литературный сценарий «Конец Разина», и эта заявка первоначально была принята. Съемки фильма намечались на лето 1967 года. Шукшин был целиком захвачен этой идеей и ради ее претворения в жизнь забросил все остальные дела: он даже прекратил сниматься в кино, хотя его звали к себе на съемочную площадку многие известные режиссеры.

Однако все оказалось напрасным - высокое кинематографическое начальство внезапно изменило свои планы и съемки фильма остановило. При этом были выдвинуты следующие доводы: во – первых, фильм о современности более важен на данный момент, во-вторых, двухсерийный фильм на историческую тему потребует огромных денежных затрат. Таким образом, Шукшину дали понять, что съемки фильма о Разине откладываются.

В 1965 году было издано первое крупное литературное произведения Василия Шукшина — роман «Любавины». Опубликовало книгу издательство «Советский писатель». До этого роман был напечатан в трёх номерах журнала «Сибирские огни».

В начале 1970-х годов Шукшин написал драматургические произведения «Повесть для театра», «Энергичные люди» (1973), повесть «А поутру они проснулись» (1973, не завершена). Он обратился к жанру философской притчи в повести-сказки «Точка зрения» (1974) и «До третьих петухов: Сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума».

Самое зрелое из крупных произведений Шукшина — киноповесть «Калина красная» (1973), которая была экранизирована автором в 1974 году и стала его последней режиссерской работой.

После смерти Шукшина, в 1975 году, вышли его сборники «Брат мой» и «Избранные произведения»в двух томах, которые писатель успел в основном составить сам.

Литературные произведения

Романы

Любавины (1965)
Я пришел дать вам волю (1971)

Повести и киноповести

А поутру они проснулись… Повесть для театра. Произведение осталось незаконченным (1974)

Брат мой (1969)

Ваш сын и брат (1965)

До третьих петухов. Повесть-сказка (1974)

Живет такой парень (1964)

Странные люди (1968)

Там, вдали (1966)

Точка зрения. Повесть-сказка. (1967)

Печки-лавочки (1969)

Калина красная (1973)

Позови меня в даль светлую (1974)

Энергичные люди Сатирическая повесть (1974)

 

Рассказы

Алёша Бесконвойный (1973)

Артист Федор Грай (1962)

Беседы при ясной луне (1972)

Беспалый (1972)

Бессовестные (1970)

Билетик на второй сеанс (1971)

Боря (1973)

Бык (1968)

В воскресенье мать-старушка (1967)

В профиль и анфас (1967)

Ванька Тепляшин (1973)

Ваня, ты как здесь?! (1966)

Версия (1973)

Верую! (1971)

Вечно недовольный Яковлев (1974)

Владимир Семеныч из мягкой секции (1973)

Внутреннее содержание (1967)

Волки (1967)

Воскресная тоска (1962)

Выбираю деревню на жительство (1973)

Вянет, пропадает (1967)

Гена Пройдисвет (1973)

Генерал Малафейкин (1972)

Гоголь и Райка (1968)

Горе (1967)

Гринька Малюгин (1963)

Даешь сердце! (1967)

Далекие зимние вечера (1963)

Два письма (1967)

Двое на телеге (1958)

Дебил (1971)

Демагоги (1962)

Дождь на заре (1966)

Дояр (1962)

Други игрищ и забав (1974)

Думы (1967)

Дядя Ермолай (1971)

Жатва (1968)

Жена мужа в Париж провожала (1971)

Жил человек (1974)

Забуксовал (1973)

Залетный (1970)

Заревой дождь (1966)

Земляки (1968)

Змеиный яд (1964)

И разыгрались же кони в поле (1964)

Из детских лет Ивана Попова (1968): Первое знакомство с городом

Игнаха приехал (1963)

Как Андрей Иванович Куринков, ювелир, получил 15 суток (1974)

Как зайка летал на воздушных шариках (1972)

Как мужик переплавлял через реку волка, козу и капусту (1973)

Как помирал старик (1967)

Капроновая ёлочка (1966)

Классный водитель (1962)

Кляуза (1974)

Коленчатые валы (1962)

Космос, нервная система и шмат сала (1966)

Крепкий мужик (1970)

Критики (1964)

Крыша над головой (1970)

Кукушкины слёзки (1966)

Лёля Селезнёва с факультета журналистики (1962)

Лёнька (1962)

Лёся (1971)

Лида приехала (начало 60-х)

Мастер (1971)

Материнское сердце (1969)

Медик Володя (1972)

Мечты (1973)

Микроскоп (1969)

Миль пардон, мадам! (1968)

Митька Ермаков (1970)

Мнение (1972)

Мой зять украл машину дров! (1971)

Мужик Дерябин (1974)

На кладбище (1973)

Наказ (1972)

Начальник (1967)

Непротивленец Макар Жеребцов (1969)

Нечаянный выстрел (1966)

Ноль-ноль целых (1971)

Ночью в бойлерной (1974)

Обида (1971)

Одни (1963)

Операция Ефима Пьяных (1970)

Ораторский приём (1971)

Осенью (1973)

Охота жить (1967)

Петька Краснов рассказывает… (1973)

Петя (1970)

Письмо (1971)

Племянник главбуха (1961)

Привет Сивому! (1974)

Приезжий (1974)

Постскриптум (1972)

Правда (1961)

Психопат (1973)

Пьедестал (1973)

 «Раскас» (1967)

Рыжий (1974)

Самолет (1968 г.)

Сапожки (1970)

Светлые души (1961)

Свояк Сергей Сергеевич (1969)

Сельские жители (1962)

Сильные идут дальше (1970)

Случай в ресторане (1967)

Сны матери (1973)

Солнце, старик и девушка (1963)

Стенька Разин (1962)

Стёпка (1964)

Стёпкина любовь (1961)

Страдания молодого Ваганова (1972)

Срезал (1970)

Суд (1969)

Сураз (1970)

Танцующий Шива (1972)

Три грации (1973)

Упорный (1973)

Хахаль (1969)

 Хмырь (1971)

Хозяин бани и огорода (1971)

Чередниченко и цирк (1970)

Чудик (1967)

Чужие (1974)

Шире шаг, маэстро! (1970)

Штрихи к портрету (1973)

Экзамен (1962)

 

Публицистика

Вопросы самому себе

Вот моя деревня…

Завидую тебе…

Заявка в издательство «Молодая гвардия»

Как я понимаю рассказ

 «Книги выстраивают целые судьбы»

Монолог на лестнице

Нравственность есть Правда

Он учил работать

О творчестве Василия Белова

Слово о «малой родине»

Средства литературы и средства кино


Афоризмы Шукшина В.М.

  • Не помню, кто из великих сказал: на надгробиях надо писать не то, кем человек был, а кем он мог быть.

  • Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была.

  • Ты счастлив, когда ты смел и прав.

  • Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то – хорошо».
    Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то – плохо».

  • Истинно великих людей определяет, кроме всего прочего, еще и то,
    что они терпят рядом с собой инакомыслящих.

  • Гитлер и Сталин по этой статье не проходят туда.

  • К тупому лицу очень идет ученая фраза:
    «Полное отсутствие информации».

  • Критическое отношение к себе — вот что делает человека по-настоящему умным.

  • Человек, который дарит, хочет испытать радость.
    Нельзя ни в коем случае отнимать у него эту радость.

  • Мы не мыслители, у нас зарплата не та!

  • И прокурор твой, и все, кто всерьез занимается экономикой, прекрасно знают, что – воруют.
    Больше того, какой-то процент, кажется пятнадцать процентов,
    государственного бюджета отводится специально — под воровство.

  • «Не нам унывать!» – хрюкнула свинья, укладываясь в лужу.

  • А дустом пробовали?

  • Эпоха великого наступления мещан.
    И в первых рядах этой страшной армии – женщины.
    Это грустно, но так.

  • В трех случаях особенно отчетливо понимаю, что напрасно трачу время:
    1. Когда стою в очереди.
    2. Когда читаю чью-нибудь бездарную рукопись.
    3. Когда сижу на собрании.

  • Я ищу героя нашего времени и, кажется, нащупал его;
    герой нашего времени – демагог.

  • Все удобное мешает искусству.

  • Если же кто сказал слова добрые и правдивые
    и его не услышали – значит, он и не сказал их.

  • Ты еще найди силы жалеть. Слабый, но притворный выдумывает, что надо – уважать.
    Жалеть и значит уважать, но еще больше.

  • Почему же позор тем, кто подражает?
    Нет, слава тем, кому подражают, – они работали на будущее.

  • Надо, чтоб в рассказе было все понятно, и даже больше.

  • Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной.

  • Да, стоим перед лицом опасности. Но только – в военном деле вооружаемся,
    в искусстве, в литературе — быстро разоружаемся.

  • Грамматические ошибки при красивом почерке – как вши в нейлоновой рубашке.

  • Самые наблюдательные люди – дети. Потом – художники.

  • Армию – не тронь, милицию не тронь,
    партаппарат не тронь, чиновников министерского ранга не тронь...
    Ну, а мужика я и сам не буду. В России – все хорошие!

  • Да, литературы нет. Это ведь даже произнести страшно, а мы – живем!

  • Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи!.. Да при помощи чего же они правят нами?
    Остается одно объяснение — при помощи нашей собственной глупости.
    Вот по ней-то надо бить и бить нашему искусству.

  • Правда всегда немногословна. Ложь – да.